Мифы. Ведьмина гора
В давние времена времена, в самую короткую ночь года устраивали на Ведьминой горе вакханалии. Но и сейчас это место по-прежнему считается мистическим. Находится оно на Куршской косе, рядом с литовским поселением Юодкранте.
Более 15 веков назад Куршскую косу заселяло балтское племя — курши. Были они язычниками, а особо неприкосновенным и священным считали лес. Курши верили в магические свойства деревьев, среди которых выделяли больших размеров дубы и липы: водили вокруг них хороводы, надеялись на целебную силу, поклонялись им, приносили жертвы. Неестественно искривленные стволы принимали за врата в иной мир. Глядели с опаской на поваленное на тропу дерево, которое «предупреждало» их об опасности, а склоненное считали входом во владение ведьмы.
Языческие времена давно прошли, но народ помнит и передает из поколения в поколение предания, мифы и легенды. Ведьмина гора, которая по-прежнему у местных жителей считается особенным местом на грани миров, побудила литовских скульпторов создать здесь музей под открытым небом. Из деревьев, когда-то священных у куршей, они в 1979 году вырезали 25 фигур — персонажей мистического мира: Нерингу, создавшую Куршскую косу, ее суженого — Люцифера, чертей, драконов…
Сейчас около 80 деревянных скульптур «прописаны» на Ведьминой горе. К ним водят многочисленные экскурсии. Конечно, наибольший восторг вся эта сказочная братия вызывает у детей: они с азартом залезают на дракона, сидят в ведьмином «кресле», обнимаются с чертом.
Мы же можем прислушаться к экскурсоводу, который увлеченно пересказывает литовские предания и мифы.
Когда еще не существовало Куршской косы на берегу Балтийского моря, в роскошном замке жили Карвайт и его любимая жена. Он — отважный полководец и смелый мореплаватель, жена — преданная ему красавица. Одна беда — у них не было детей.
Последней надеждой стало жертвоприношение богине Лайме: под большую липу принес Карвайт огромного лося, убитого на охоте, и страстно попросил ее о наследнике.
Мольбы были услышаны, и через некоторое время его жена родила крепкую девочку.
Тут другое несчастье посетило любящее семейство. Дитя росло не по дням, а по часам: девочке не исполнилось еще и года, а выглядела она 15-летней девицей. Испугались родители и на совет призвали мудрецов, а те ответили: «Ребенок является волшебным даром доброй богини Лаймы. Он будет расти дальше, поэтому надо построить для девочки новый дом, выше самых высоких деревьев. В любом случае дитя не принесет никакой печали, напротив — умножит славу и радости».
Так и было. К 18 годам Неринге обладала не только великанским ростом, но и добросердечным нравом. Она спасала тонущие корабли, вытягивая их на отмель, а несчастных людей, разбросанных стихией, собирала к себе в передник и уносила домой.
Если не мог путник на тяжело груженной телеге выбраться из-под бурелома, она освобождала его и переносила на безопасное место.
Однажды примчался с запада ураган и свирепствовал без перерыва 13 лет. Прибой выбрасывал на берег колоссальные массы песка, которые сначала засыпали побережье, поля и леса, луга и подворья, а потом огромными волнами были смыты обратно в море. Их родовому поместью грозила та же участь. И тогда Неринга решила построить преграду на пути беснующихся волн.
Она набирала в передник песок и на некотором отдалении от берега ссыпала его в море. Долго длилось это противоборство с морем, но когда адская работа завершилась, от одного берега к другому протянулась узкая песчаная полоска суши. Так появились коса, которая стала преградой на пути свирепствующего моря, и Куршский залив — отличное место для рыбаков.
Через некоторое время девушка отдала свое отзывчивое сердце юному и красивому гиганту Наглису, владельцу замка Винденбург.
Счастье было коротким. На их земли пришли рыцари Тевтонского ордена. В неравной борьбе погибли Неринга, Наглис, их родня и сородичи.
Но память о сердечной Неринге продолжает жить: жители литовской части Куршской косы по-прежнему называют свой полуостров Нерией или Нерингой.
В волшебном янтарном замке на дне Балтийского моря жила богиня Юрате. Однажды увидела она юного рыбака Каститиса и влюбилась в него, поддавшись его обаянию и мужской красоте. Рыбак тоже очаровался богиней, поэтому она легко уговорила юношу поселиться в ее морских владениях. Разгневанный бог Перкунас разрушил замок и убил молнией рыбака, а красавицу приковал к янтарным развалинам. День за днем, век за веком оплакивает богиня своего возлюбленного. Слезы ее превращаются в кусочки янтаря, которые холодное Балтийское море выбрасывает на берег, напоминая людям о превратностях любви.
Существует другая красивая и печальная легенда: о происхождении литовских деревьев.
Дочь рыбака Эгле после купания в море в рукаве своей рубашки обнаружила ужа (уж, по мнению язычников, — священное животное, в которого заколдовали доброго юношу). Он пообещал отдать рубашку, если девушка выйдет за него замуж. Чтоб избежать позора, Эгле стала женой ужа. Скоро в морском замке раздались веселые голоса детей. Дочь рыбака родила троих сыновей и дочку. Эгле скучала по родным и часто рассказывала детям о земной жизни. Однажды уж, поддавшись на ее уговоры, отпустил жену с детьми на берег. Сказал ей тайное слово обратного возвращения и попросил никому не говорить. Эгле, поверив родным, рассказала свою историю, а братья предали ее. Пришли на берег, вызвали ужа и зарубили его косами. Отчаяние охватило Эгле. Своих детей и себя она превратила https://1000prikolov.com/engine/skins/bbcodes/images/c.gifв деревья: старшего сына — в дуб, среднего — в ясень, младшего — в березу, дочь — в осину, а сама встала между ними и обратилась в ель.