Древние знаки и символы
Символы.
С древнегреческого символ (греч. symbolon - признак, примета, пароль, эмблема) — знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию. Уже у истоков философского мышления (Упанишады) можно найти искусство построения символов, в тех случаях, когда понятие сталкивается с трансцендентным. Как философская проблема символ осознается Платоном, который ставит вопрос о самой возможности адекватной формы абсолютного. Европейское средневековье делает символ одним из общекультурных принципов, однако специфика символа наиболее полно выявляется лишь в творческой практике культурного взлета 13 — начала 14 веков. Средневековая христианская символика нашла разнообразные выражения в архитектуре, в живописи, в миниатюрах, в легендах. Символика — явление очень сложное и широкое. Можно наметить три отдельных направления: символика предметная (солнце — око, борода, диск, древо жизни и т. д.), символика обрядовая (танцы диких, воспроизводящие войну, охоту, свадебные обряды умыкания и др.) и символика словесная (все проявления и жанры народной словесности, песни, пословицы и т.п.).
Сигилы.
С древнейших времён известны символы, обладающие особой магической силой. Их называют сигилами (сигиллами) или магическими печатями. Наиболее широко известны сигилы из средневековых магических и алхимических книг - «Малый Ключ царя Соломона» (Лемегетон, Гоетия), «Печати 6-ой и 7-ой Книги Моисея», «Сигилы Черной и Белой магии» и многих других. В магии сигилы (Sigils, Sigila, Sidʒil) связываются с системой представлений, посредством которой можно вызвать к жизни божеств, духов, демонов и управлять ими. Слово «сигила» происходит от латинского sigillum, что значит «печать». По другой версии слово «сигила» может быть также связано с ивритом סגולה (segulah - значит «слово, действие или творение магического эффекта»). Сигилы издревле широко применялись в каббалистической магии и иудейской ритуальной мистике. Сигилы — это замыслы, которые в концентрированном виде представляют определенное желание, идею или концепцию. По своей сути, они представляют собой желаемую цель или результат, помещаемые в предметную магическую оболочку заклинания.
Знаки
Знаки— материальные, чувственно воспринимаемые предметы (явления, действия), которые выступают как представители других предметов, свойств или отношений. Различают языковые и неязыковые знаки; последние делятся на знаки-копии, знаки-признаки, знаки-эмблемы и знаки-символы; понимание знаков невозможно без выяснения его значения в семиотике (науке, изучающей свойства знаков и знаковых систем). Символ есть воплощение идеи, эмблема – условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. Эмблема (греч. έμβλήμα) — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории эмблема отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа – тем, что смысл ее иносказания установлен и не подлежит толкованиям. В символ вкладывается содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений создателя (художника).
Амулеты
Амулеты (от лат. amuletum - оберег, апотропей) — предметы, которые по суеверным представлениям, способны охранять его владельца от бедствий. Амулет — вещица, снабженная известными фигурами, знаками или надписью, например, камень, металл и т. д.; его носят обычно на шее для предохранения от болезней, чар, ран и других несчастий. Впервые амулет упоминается у Плиния и означает средство от яда. По одной версии слово «амулет» происходит от латинского (amoliri, scil. fascinum, отражение чар), по другой — от арабского (hamala, носить). Большинство ученых полагает, что оно имеет, как и сходное слово «талисман», арабские корни. Амулетами также могут служить колдовские целебные травы или магический корень. В древности и в средние века у культурных народов было множество оберегов; в старинных памятниках они известны под названиями charateres, servatoria, amuleta, brevia, precationes, ligaturae, filacterii.
Геральдика(лат. heraldus, глашатай) — гербоведение.
Ранее, в 13 — 19 веках, так называлась служба по составлению дворянских, цеховых и земельных гербов; со второй половины 19 века является исторической дисциплиной, изучающей гербы. В наиболее распространенном понимании геральдика занимается гербами, появившимися в европейском средневековье. Рыцарская геральдика — это искусство и система использования геральдических символов. Восходят они к временам крестовых походов и возникли в середине 12 века как средство отличить рыцаря, который в доспехах и с опущенным забралом не мог быть опознан ни врагом, ни соратниками. Первоначально живописные символы наносились на щиты, те же символы изображались на плащах и шлемах. Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они «подписывали» документы.
Камни.
Тенденция использовать камни не только как украшения, но и как талисман, амулет, приносящий владельцу здоровье, счастье, существовала в глубокой древности у самых разных народов, разделенных океанами, тысячами километров и различием миpовоззpений. Камни издавна применялись в магии и целительстве, считалось, что они приносят удачу. Многие столетия люди вставляли в амулеты полудрагоценные камни, чтобы уберечься от сглаза, болезни и смерти, для привлечения удачи и богатства, лечения различных недугов. Считается, что оникс и кошачий глаз защищают от колдовства, а коралл спасает от сглаза и излечивает мужское бесплодие. Народное поверье гласит, что камни, имеющие определенную форму и свойства, приносят удачу.
История.
Когда-то, в древние времена, в Европу пришли духи: кобольды, гномы, тролли, феи. Начиная примерно с 3000 года до нашей эры, люди начали высекать на камнях их изображения. Прежняя наскальная живопись, пусть стилизованная, но все же натуралистическая, сменяется странными абстрактными рисунками. Неужели формы мышления и изображения так изменились под влиянием новой веры в духов? Люди начали использовать символы для изображения не только этих мистических существ, но и зверей, и самых обыденных вещей, не говоря уже об абстрактных понятиях. В эпоху мегалита началась настоящая революция в искусстве: натурализм и стилизация постепенно уступили место абстрактным символам.